О гамаке. С любовью...
13.10.2017
«Каждый человек за свою жизнь должен посадить хотя бы одно дерево. Оптимист сажает два дерева и сразу покупает гамак» (с)
Тех, кто когда-либо наслаждался летним отдыхом в гамаке, мягко качающемся между двумя деревьями, сложно удивить рассказом о том, что этот объект может помочь людям быстрее уснуть и достичь более глубокого сна, чем обычная кровать. Однако вы, возможно, не знаете, что гамак имеет богатую и разнообразную историю, от истоков майя до использования военными, и до своего нынешнего статуса в качестве садового инвентаря.
Многие антропологи считают, что гамак насчитывает около 1000 лет в Центральной Америке, где майя и другие коренные народы плели их из древесной коры или растительных волокон. Подвесные кровати препятствовали контакту с грязным грунтом и предоставляли защиту от змей, грызунов и других ядовитых или просто надоедливых существ. Согласно отчетам исследователей 16-го века, люди размещали горячие угли или зажигали небольшие костры под гамаками, которые отдавали тепло и отпугивали насекомых. В племени майя существует легенда, рассказывающая о происхождении гамака, которую можно прочитать в нашем блоге.
Считается, что Колумб и его люди стали первыми европейцами, которые мельком увидели и, возможно, испытали гамак, когда заметили его широкое распространение среди жителей Багамских островов. Они привезли несколько примеров сплетенных из сетей в Испанию. В колониальную эпоху испанцы и другие европейцы использовали хлопок, холст и другие ткани, многие из которых в конечном итоге стали традиционными и для современных гамаков. Во многих регионах Латинской Америкой, колонисты предпочли гамаки стационарным кроватям (подражая аборигенам), отчасти из-за их успокоительного движения и других преимуществ. Португальский летописец Pero de Magalhães Gandavo написал в 1570 году: «Большинство кроватей в Бразилии - гамаки, которые подвешивают в домах на два каната»
К середине 16-го века английские и испанские военно-морские флоты приняли гамаки в качестве основных спальным мест. Однако, в отличие от своего аналога на другой стороне Атлантики, европейский вариант гамака обычно делался из тяжелого холста и поэтому значительно менее вентилировался, чем его бразильский собрат. Морские гамаки – маленькие, потные, стесняющие движения, во время боевых сражений сворачивали в пучки, и использовали для защиты бортов от обстрелов из стрелкового оружия. Должно быть, несколько пулевых отверстий в гамаках в последствии улучшали морякам вентиляцию во время сна! Матросы спали в этих портативных, но не слишком удобных кроватях в течение трех столетий, в том числе во время Первой мировой войны и Второй мировой войны. Во время гражданской войны до войны во Вьетнаме военнослужащим ВМС США выдавали гамаки для сна.
В конце 19 в. британская тюремная система пыталась заменить кровати гамаками, прикрепляя их к стенам или решеткам тюремных ячеек большими латунными крючками и кольцами. Эта схема сохраняла место, экономила бюджет, но продолжалась только до тех пор, пока заключенные не обнаружили ценность такого оборудования для побега. Во Франции, Соединенных Штатах к концу века гамаки распространились в качестве предмета отдыха богатых семей, о чем свидетельствуют многие светские картины той эпохи. Применялся гамак и как практичное спальное решение на бедных фермах.
Первое известное массовое производство гамаков появилось в Паулис-Айленд, Южная Каролина, в 1889 году. Менее чем через два десятилетия подвесные кровати стали неотъемлемой частью врачебного плана врача Уильяма Горгаса по ликвидации желтой лихорадки во время строительства Панамского канала. Работников укладывали спать в гамаках, обтягивая москитной сеткой, что предотвращало укусы вредоносных насекомых, распространяющих болезнь. Вот так гамаки спасли от инфицирования множество людей.
На сегодняшний день гамаки прочно укрепились в быту многих людей. Их польза неоднократно подтверждалась различными научными испытаниями. Древняя традиция раскачивания в гамаках детей живет уже много веков. И хотя этот предмет со временем почти не трансформировался, сохранив первобытные очертания, он являет собой величайшее изобретение человечества.
Ведь все гениальное – просто!